Любая категория покупателей имеет право на возврат товара поставщику. При этом не имеет значения изначальная договоренность, т.к. этот вопрос регулируется Гражданским Кодексом РФ. Главное – правильно оформить документы и понимать сам процесс.
Основания для возврата товара поставщику
В ГК РФ предусмотрено несколько ситуаций, когда покупатель может вернуть товар:
- с выявленными дефектами – в качестве, упаковке, ассортименте, комплектации;
- качественный с сохранением всех товарных свойств, который годен к дальнейшей продаже;
- непроданные позиции.
Возврат указанных категорий не является безусловным. Законом выделен ряд оснований для всех 3 случаев. При этом существует ряд условий для правильного документального оформления.
Возврат некачественного товара
Некачественной считается следующая продукция:
- просроченная (продукты питания, бытовая химия, парфюмерия и все, у чего есть срок годности);
- с повреждением упаковки или непосредственно продукции, что не влияет на эксплуатацию, но портит внешний вид;
- которую невозможно использовать по назначению (неработающая техника, отсутствие швов на одежде и т.п.).
При обнаружении производственного брака или низкого качества товара покупатель может поступить следующим образом:
- вернуть неликвид и получить назад свои деньги;
- сделать возврат с целью устранения дефектов, после чего отремонтированные единицы будут отправлены поставщиком обратно;
- совершить обмен на более качественный экземпляр.
У процедуры возврата товара ненадлежащего качества существует ряд нюансов, которые регулируются ГК РФ (ст. 475 и 518):
- оформление возврата товара от юридических лиц регулируется Гражданским Кодексом, от физлиц – Законом о защите прав потребителей;
- обмену подвергается только некачественные позиции, оставшаяся часть поставки остается у покупателя;
- товар с несущественными недостатками подлежит ремонту и последующему возврату покупателю, иные варианты не предусмотрены.
В основном поставщики и магазины устанавливают минимальные периоды возврата – по сроку годности и гарантии. Но в некоторых случаях его можно осуществить в течение 2 лет с момента продажи:
- наличие* производственного брака или возникновения дефектов по вине самого продавца;
- когда категория товара не может быть ограничена гарантийным или сроком годности (данная информация не должна указываться в сопроводительных документах).
*Необходимы доказательства согласно ст. 471 и 477 ГК РФ. Допускается предоставление показаний свидетелей или видео- и фотоматериалов.
Алгоритм действий
В данном случае все зависит от того, когда обнаружен дефект:
В момент приёмки товара | После получения поставки | |
---|---|---|
Что делать | Самый простой вариант – не принимать некачественные позиции. В накладной достаточно вычеркнуть их из общего списка (в присутствии представителя (подпись на ТТН обязательна) поставщика) | |
Особенности | Не нужно оформлять возврат. При начислении НДС поставщик должен произвести перерасчет в выгодную для покупателя сторону. Также можно принять всю поставку с условием, что продавец позже пришлет замену неликвиду. | При заполнении данных ТТН из п.5 нужно указать основание – возврат некачественного товара. Реквизиты списываются с первоначальной ТТН. |
ВАЖНО! После получения бракованного товара поставщик проведет экспертизу. Цель – выявить факт того, что дефект образовался до момента продажи. В ином случае покупатель будет вынужден возместить все расходы и забрать некачественный товар обратно.
Возврат качественного товара
В данном случае необходимо наличие одного или нескольких из следующих оснований*:
- права владения товаром имеются у сторонних лиц;
- продавец не вложил документы на груз;
- количество пришедших позиций меньше, чем указано в договоре;
- некорректная комплектация – ассортимент не соответствует заявленному;
- неполная комплектация;
- товар упакован с нарушением законодательства РФ или индивидуального договора с покупателем.
*Согласно ст. 460, 464, 466, 468, 480 и 482 ГК РФ соответственно.
Перечень условий может быть расширен за счет пунктов, не указанных в правовых актах. Например, возврат гарантируется, если доставка груза не будет осуществлена в оговоренные сроки. Дополнительные основания следует предварительно внести в договор купли-продажи.
Алгоритм действий
Порядок действий аналогичен тому, что применяется при оформлении прямой поставки – составляется ТТН по форме ТОРГ-2 и счет-фактура на оплату груза. Только в качестве продавца теперь выступает покупатель, что и отражается в документе.
Возврат нереализованного товара
Когда сбыт продукции не был осуществлен в установленные сроки, его также можно вернуть поставщику (при условии, что этот пункт указан в договоре).
На языке Налогового Кодекса такая процедура называется обратной реализацией, т.е. поставщик выкупает товар у продавца, который ранее приобрел право собственности.
ВАЖНО! Торговым площадкам с большим оборотом разрешается возвращать только хлебобулочные изделия. Другие категории товаров вернуть не удастся.
Алгоритм действий
При желании вернуть нереализованные позиции, покупатель должен убедиться, что такая возможность указана в договоре с продавцом. Далее для того, чтобы правильно оформить возврат достаточно воспользоваться схемой для отправки качественного товара – по сути это та же продажа.
Если данное условие не прописано в соглашении, то стороны могут договориться устно или решить спор в суде.
Товар из интернет-магазина
Схема возврата товара, приобретенного на онлайн-ресурсе:
- оповещение продавца с подтверждением причин* своего решения;
- отправка посылки через почту (наложенным платежом или бесплатно – зависит от политики магазина);
- получение возврата поставщиком;
- проведение комиссии*;
- денежный перевод на имя покупателя.
*Данные меры необходимы для выявления брака. Если это обычный возврат в течение 14 дней после покупки, то достаточно просто уведомить продавца об отмене покупки.
ВАЖНО! Почтовые услуги оплачивает покупатель.
Если в магазине предусмотрена курьерская доставка, то этим же способом можно вернуть товар (у большинства сервисов услуга платная).
Обмен некачественной продукции на качественную
Замена дефектного товара на качественный осуществляется по принципу, схожему с возвратом в интернет-магазине:
- обе стороны отправляют друг другу посылки без указания стоимости*;
- каждый оплачивает почтовые услуги или курьерскую доставку со своей стороны;
- по прибытии поставщик и покупатель забирают бракованный и качественный товар.
*Получатель ничего не платит за отправление.
Покупатель может потребовать компенсацию почтовых расходов. Но это возможно, если таковое указано в договоре купли-продажи или продавец ценит своих клиентов и согласен на это условие в обмен на сохранение сделки.
Какие документы необходимо оформлять для возврата товара поставщику
Первый вопрос, который возникает перед тем, как делать возврат товара поставщику – какие документы оформлять. Точный перечень зависит от того, кто делает отправку:
Физлицо | Юрлицо |
---|---|
чек о приобретении изделия (необязательно); заявление* на возврат с указанием причины; ТТН полученного товара (если предоставил продавец). | приходная ТТН; ТТН, составленная для возврата; счет-фактура. |
*Заполняется по форме магазина.
НДС и возврат
Оптимальный вариант – когда обе стороны договора работают в одной плоскости налогообложения. Здесь процедура проходит в 3 этапа:
- в журнал продаж вносится запись о товаре;
- начисляется НДС;
- при продаже НДС включается в стоимость.
В противном случае:
- налог суммируется со стоимостью в момент оприходования;
- налог не начисляют и не выдают счет-фактуру;
- цена на отгрузку изменяется, т.к. НДС уже включен в стоимость поставки.
Когда приобретатель работает по упрощенной системе налогообложения, то поставщик обязан вернуть деньги за товар + НДС.
Риск возврата
Перед тем, как оформить возврат поставщику, покупатель должен понимать, что существуют риски отказа со стороны продавца. При таком исходе существует 2 варианта решения проблемы.
Мирные переговоры
Личная беседа – оптимальный способ. Она поможет избежать расходов на юристов, зря потраченного времени и судебных тяжб. Вопрос можно закрыть на взаимовыгодных условиях – например, при обязательном возврате, если возникнет необходимость, приобретатель обязуется возвести поставщика в ранг постоянных.
Если удалось достичь консенсуса, то лучше закрепить полученное решение на бумаге – так покупатель будет застрахован от того, что продавец просто передумает возвращать деньги.
Суд
Когда не удается договориться мирно, остается обратиться к судебной власти. Предварительно нужно собрать пакет документов:
- договор купли-продажи;
- исковое заявление (изначально составляется в 3 экземплярах, один из которых отправляется ответчику);
- платежный документ – чек, счет-фактура;
- свидетельство о госрегистрации истца в качестве юр лица;
- документ об уплате госпошлины*.
*Размер регулируется ст. 333.21 НК РФ и зависит от суммы исковых требований.
Когда договор не содержит информации о сложившейся ситуации, заявителю нужно защищать свои требования, опираясь только на ГК РФ, что не всегда приводит к выигранному делу.
На весь процесс может уйти до 3 месяцев. Если решение будет вынесено в пользу заявителя, то он получит исполнительный лист. Далее приставы обяжут ответчика принять товар и вернуть деньги покупателю. При этом все юридические расходы также понесет проигравшая сторона.
При заключении сделки с поставщиками важно помнить, что не все из них добросовестные. Поэтому лучше перестраховаться и перед оплатой внести пункты о возврате в общий договор.