Особенности операции по возврату товара поставщику

Любая категория покупателей имеет право на возврат товара поставщику. При этом не имеет значения изначальная договоренность, т.к. этот вопрос регулируется Гражданским Кодексом РФ. Главное – правильно оформить документы и понимать сам процесс.

Особенности операции по возврату товара поставщику

Основания для возврата товара поставщику

В ГК РФ предусмотрено несколько ситуаций, когда покупатель может вернуть товар:

  • с выявленными дефектами – в качестве, упаковке, ассортименте, комплектации;
  • качественный с сохранением всех товарных свойств, который годен к дальнейшей продаже;
  • непроданные позиции.

Возврат указанных категорий не является безусловным. Законом выделен ряд оснований для всех 3 случаев. При этом существует ряд условий для правильного документального оформления.

Возврат некачественного товара

Некачественной считается следующая продукция:

  • просроченная (продукты питания, бытовая химия, парфюмерия и все, у чего есть срок годности);
  • с повреждением упаковки или непосредственно продукции, что не влияет на эксплуатацию, но портит внешний вид;
  • которую невозможно использовать по назначению (неработающая техника, отсутствие швов на одежде и т.п.).

При обнаружении производственного брака или низкого качества товара покупатель может поступить следующим образом:

  • вернуть неликвид и получить назад свои деньги;
  • сделать возврат с целью устранения дефектов, после чего отремонтированные единицы будут отправлены поставщиком обратно;
  • совершить обмен на более качественный экземпляр.

У процедуры возврата товара ненадлежащего качества существует ряд нюансов, которые регулируются ГК РФ (ст. 475 и 518):

  • оформление возврата товара от юридических лиц регулируется Гражданским Кодексом, от физлиц – Законом о защите прав потребителей;
  • обмену подвергается только некачественные позиции, оставшаяся часть поставки остается у покупателя;
  • товар с несущественными недостатками подлежит ремонту и последующему возврату покупателю, иные варианты не предусмотрены.

В основном поставщики и магазины устанавливают минимальные периоды возврата – по сроку годности и гарантии. Но в некоторых случаях его можно осуществить в течение 2 лет с момента продажи:

  • наличие* производственного брака или возникновения дефектов по вине самого продавца;
  • когда категория товара не может быть ограничена гарантийным или сроком годности (данная информация не должна указываться в сопроводительных документах).

*Необходимы доказательства согласно ст. 471 и 477 ГК РФ. Допускается предоставление показаний свидетелей или видео- и фотоматериалов.

Алгоритм действий

В данном случае все зависит от того, когда обнаружен дефект:

В момент приёмки товараПосле получения поставки
Что делатьСамый простой вариант – не принимать некачественные позиции. В накладной достаточно вычеркнуть их из общего списка (в присутствии представителя (подпись на ТТН обязательна) поставщика)

  1. принять товар;

  2. отложить брак;

  3. составить Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ по форме ТОРГ-2 – указать количество дефектных единиц с описанием;

  4. уведомить поставщика;

  5. составить ТТН на возврат по форме ТОРГ-12 в 2 экземплярах.

ОсобенностиНе нужно оформлять возврат.
При начислении НДС поставщик должен произвести перерасчет в выгодную для покупателя сторону.
Также можно принять всю поставку с условием, что продавец позже пришлет замену неликвиду.
При заполнении данных ТТН из п.5 нужно указать основание – возврат некачественного товара. Реквизиты списываются с первоначальной ТТН.

ВАЖНО! После получения бракованного товара поставщик проведет экспертизу. Цель – выявить факт того, что дефект образовался до момента продажи. В ином случае покупатель будет вынужден возместить все расходы и забрать некачественный товар обратно.

Возврат качественного товара

В данном случае необходимо наличие одного или нескольких из следующих оснований*:

  • права владения товаром имеются у сторонних лиц;
  • продавец не вложил документы на груз;
  • количество пришедших позиций меньше, чем указано в договоре;
  • некорректная комплектация – ассортимент не соответствует заявленному;
  • неполная комплектация;
  • товар упакован с нарушением законодательства РФ или индивидуального договора с покупателем.

*Согласно ст. 460, 464, 466, 468, 480 и 482 ГК РФ соответственно.

Перечень условий может быть расширен за счет пунктов, не указанных в правовых актах. Например, возврат гарантируется, если доставка груза не будет осуществлена в оговоренные сроки. Дополнительные основания следует предварительно внести в договор купли-продажи.

Алгоритм действий

Порядок действий аналогичен тому, что применяется при оформлении прямой поставки – составляется ТТН по форме ТОРГ-2 и счет-фактура на оплату груза. Только в качестве продавца теперь выступает покупатель, что и отражается в документе.

Возврат нереализованного товара

Когда сбыт продукции не был осуществлен в установленные сроки, его также можно вернуть поставщику (при условии, что этот пункт указан в договоре).

Особенности операции по возврату товара поставщику

На языке Налогового Кодекса такая процедура называется обратной реализацией, т.е. поставщик выкупает товар у продавца, который ранее приобрел право собственности.

ВАЖНО! Торговым площадкам с большим оборотом разрешается возвращать только хлебобулочные изделия. Другие категории товаров вернуть не удастся.

Алгоритм действий

При желании вернуть нереализованные позиции, покупатель должен убедиться, что такая возможность указана в договоре с продавцом. Далее для того, чтобы правильно оформить возврат достаточно воспользоваться схемой для отправки качественного товара – по сути это та же продажа.

Если данное условие не прописано в соглашении, то стороны могут договориться устно или решить спор в суде.

Товар из интернет-магазина

Схема возврата товара, приобретенного на онлайн-ресурсе:

  1. оповещение продавца с подтверждением причин* своего решения;
  2. отправка посылки через почту (наложенным платежом или бесплатно – зависит от политики магазина);
  3. получение возврата поставщиком;
  4. проведение комиссии*;
  5. денежный перевод на имя покупателя.

*Данные меры необходимы для выявления брака. Если это обычный возврат в течение 14 дней после покупки, то достаточно просто уведомить продавца об отмене покупки.

ВАЖНО! Почтовые услуги оплачивает покупатель.

Если в магазине предусмотрена курьерская доставка, то этим же способом можно вернуть товар (у большинства сервисов услуга платная).

Обмен некачественной продукции на качественную

Замена дефектного товара на качественный осуществляется по принципу, схожему с возвратом в интернет-магазине:

  1. обе стороны отправляют друг другу посылки без указания стоимости*;
  2. каждый оплачивает почтовые услуги или курьерскую доставку со своей стороны;
  3. по прибытии поставщик и покупатель забирают бракованный и качественный товар.

*Получатель ничего не платит за отправление.

Покупатель может потребовать компенсацию почтовых расходов. Но это возможно, если таковое указано в договоре купли-продажи или продавец ценит своих клиентов и согласен на это условие в обмен на сохранение сделки.

Какие документы необходимо оформлять для возврата товара поставщику

Первый вопрос, который возникает перед тем, как делать возврат товара поставщику – какие документы оформлять. Точный перечень зависит от того, кто делает отправку:

ФизлицоЮрлицо
чек о приобретении изделия (необязательно);
заявление* на возврат с указанием причины;
ТТН полученного товара (если предоставил продавец).
приходная ТТН;
ТТН, составленная для возврата;
счет-фактура.

*Заполняется по форме магазина.

НДС и возврат

Оптимальный вариант – когда обе стороны договора работают в одной плоскости налогообложения. Здесь процедура проходит в 3 этапа:

  1. в журнал продаж вносится запись о товаре;
  2. начисляется НДС;
  3. при продаже НДС включается в стоимость.

В противном случае:

  • налог суммируется со стоимостью в момент оприходования;
  • налог не начисляют и не выдают счет-фактуру;
  • цена на отгрузку изменяется, т.к. НДС уже включен в стоимость поставки.

Когда приобретатель работает по упрощенной системе налогообложения, то поставщик обязан вернуть деньги за товар + НДС.

Риск возврата

Перед тем, как оформить возврат поставщику, покупатель должен понимать, что существуют риски отказа со стороны продавца. При таком исходе существует 2 варианта решения проблемы.

Мирные переговоры

Личная беседа – оптимальный способ. Она поможет избежать расходов на юристов, зря потраченного времени и судебных тяжб. Вопрос можно закрыть на взаимовыгодных условиях – например, при обязательном возврате, если возникнет необходимость, приобретатель обязуется возвести поставщика в ранг постоянных.

Если удалось достичь консенсуса, то лучше закрепить полученное решение на бумаге – так покупатель будет застрахован от того, что продавец просто передумает возвращать деньги.

Суд

Когда не удается договориться мирно, остается обратиться к судебной власти. Предварительно нужно собрать пакет документов:

  • договор купли-продажи;
  • исковое заявление (изначально составляется в 3 экземплярах, один из которых отправляется ответчику);
  • платежный документ – чек, счет-фактура;
  • свидетельство о госрегистрации истца в качестве юр лица;
  • документ об уплате госпошлины*.

*Размер регулируется ст. 333.21 НК РФ и зависит от суммы исковых требований.

Когда договор не содержит информации о сложившейся ситуации, заявителю нужно защищать свои требования, опираясь только на ГК РФ, что не всегда приводит к выигранному делу.

На весь процесс может уйти до 3 месяцев. Если решение будет вынесено в пользу заявителя, то он получит исполнительный лист. Далее приставы обяжут ответчика принять товар и вернуть деньги покупателю. При этом все юридические расходы также понесет проигравшая сторона.

При заключении сделки с поставщиками важно помнить, что не все из них добросовестные. Поэтому лучше перестраховаться и перед оплатой внести пункты о возврате в общий договор.

Ссылка на основную публикацию
Сайт о защите прав потребителей