Куда можно обратиться с жалобой на управляющую компанию

Если управляющая компания не выполняет взятых на себя обязательств, жильцы дома, который она обслуживает, вправе подать жалобу. Важно лишь знать, как её правильно составить и куда направить.

Жалоба в ГЖИ на управляющую компанию.

Куда обращаться с жалобой на управляющую компанию

Место, куда направляется жалоба, зависит от того, какие именно аспекты в работе управляющей компании не устраивают собственников жилья.

Позвонить в диспетчерскую службу УК

В диспетчерскую службу обращаются в первую очередь в случае аварии. Например, если в доме прорвало трубу. Однако сюда жильцы имеют право обратиться и в ряде других случаев:

  • пожаловаться на плохую работу дворников;
  • пожаловаться на редкое мытье лестниц и площадок;
  • пожаловаться на проблемы с водоснабжением.

В диспетчерскую можно обратиться, если зимой батареи холодные или из крана течёт недостаточно горячая вода.

Жалобу лучше подавать письменно. Если такой возможности нет, можно сделать это в устной форме, например, просто позвонив по телефону. При звонке нужно обязательно представиться и уточнить причину обращения. Если в доме холодные батареи, потребуется сказать точный адрес помещения, которое по мнению жильца не соответствует действующим нормам. Если человека не устраивает качество уборки во дворе, нужно кратко, но ясно озвучить диспетчеру свои претензии. В остальных случаях обращение происходит по схожему алгоритму действий.

Когда человек звонит в управляющую компанию диспетчер, который с ним разговаривает, предварительно обязан представиться и зарегистрировать поступившую жалобу. При этом он должен сообщить звонившему время обращения и его регистрационный номер.

Жалоба на УК.

Максимум через день после звонка сотрудники УК обязаны отреагировать на жалобу: сделать замечание дворникам и уборщикам, продуть систему отопления и т.п.

Написать претензию на имя руководителя УК

Если жильцов не устраивает то, как тот или иной сотрудник УК исполняет свои обязанности или после получения жалобы по телефону коммунальщики не предприняли никаких мер, они имеют право подать жалобу на имя руководителя управляющей компании.

В ней излагается текущее положение дел по возникшему вопросу. В жалобе лучше написать, чтобы директор лично проконтролировал устранение выявленных недостатков. Согласно действующим регламентам образец бланка жалобы должен постоянно находиться на информационном стенде управляющей компании.

Если он там отсутствует, жильцы вправе потребовать его у сотрудников УК. В случае отказа (что уже является прямым нарушением действующего законодательства), бланк можно скачать из интернета и распечатать на принтере.

Жалоба составляется в двух экземплярах. Один из них направляется директору управляющей компании, а другой сохраняет у себя один из жильцов. Чтобы второй экземпляр имел юридическую силу, нужно чтобы кто-то из сотрудников УК (в идеале директор), поставил на нём отметку о принятии (подпись, печать и т.п.). Если проблему не удастся решить через руководителя компании, при обращении в вышестоящие органы экземпляр с отметкой будет доказательством того, что жильцы обращались в УК. В противном случае в рассмотрении дела может быть отказано.

Направить жалобу в государственную жилищную инспекцию

Если один из собственников считает, что управляющая компания не справляется со взятыми на себя обязательствами, а диспетчера и директор бездействуют, можно обращаться в жилищную инспекцию.

Написание жалобы в жилищную инспекцию.

В основном в данную инстанцию приносят жалобу если:

  1. УК не контролирует работу лифтов;
  2. В подъездах давно не проводился ремонт;
  3. Оборудование на детской площадке пришло в негодность.

После получения жалобы жилищная инспекция обязана проверить УК на предмет соблюдения ей правил содержания общественного имущества дома, а также благоустройства придомовых территорий и предоставления коммунальных услуг. Это прописано в п.2 ст.20 Жилищного Кодекса РФ.

Государственный контроль в сфере жилья осуществляют органы исполнительной власти в субъектах РФ, у которых, согласно законодательству, есть такое право. Муниципальный надзор находится в ведении органов местного самоуправления.

Они отличаются тем, что контролируют разные сферы жилья. Госконтроль следит за всеми жилыми помещениями, вне зависимости от того, в какой форме собственности они находятся. Муниципальный надзор – только за жилыми домами и общежитиями, которые принадлежат городу.

Если любым из этих органов будут выявлены нарушения в работе управляющей компании, сотрудники госжилинспеции имеют право наложить не неё административное взыскание и обязать в принудительном порядке устранить выявленные проблемы до определенного срока.

В случае грубых нарушений или невыполнения предписаний, УК может быть отстранена от управления территорией. Это регламентируется п.5 ст. 198 ЖК РФ.

Написать жалобу в Роспотребнадзор

Если управляющая компания отказывается предоставлять сведения о сроках, качестве или объёме услуг, которые она должна выполнить, человек вправе обратиться в Роспотребнадзор. В ту же инстанцию следует подавать жалобу, если жильцы внесли предоплату за те или иные ресурсы или работы, но УК не выполнила свои обязательства. Роспотребнадзор рассматривает любые жалобы, где были нарушены права потребителя.

Перед тем как туда обращаться, лучше отправить жалобу в саму УК. Если её проигнорировали, можно переходить к следующей инстанции. Обратиться в Роспотребнадзор можно как лично, посетив любое его отделение, так и дистанционно, через единый портал Госуслуг. Есть возможность написать заявление через специальную форму на официальном сайте инстанции. Человек вправе выбрать любой из доступных вариантов.

Если жильцы подают жалобу с целью внеплановой проверки управляющей компании, кому-то из них придется пройти регистрацию на сайте Роспотребнадзора. Если собственники считают, что проблему можно решить без проверки, авторизовываться не имеет смысла.

Проверка УК необходима в следующих случаях:

  1. Из-за действий компании возникает угроза для жизни людей или экологии. Если проблему не решить, может произойти чрезвычайная ситуация.
  2. Права потребителя нарушены. Проверка будет проведена лишь в том случае, если потерпевший ранее уже обращался к нарушителю с требованием исправить ситуацию. Однако его жалобу не удовлетворили или проигнорировали.

Во всех остальных случаях рекомендуется ограничиться простой жалобой.

При проведении проверки Роспотребнадзор запросит у сотрудников управляющей компании всю документацию, которая касается дома. Отказ от этого или сокрытие информации является прямым нарушением действующего законодательства. За это предусмотрен крупный штраф, а в ряде случаев и уголовное наказание.

За порядок в ЖКХ.

Жалоба, направленная в Роспотребнадзор должна быть рассмотрена в срок, не превышающий 30 дней с момента обращения.

Составить заявление в прокуратуру

В прокуратуру можно обращаться после серьезных нарушений прав человека и законов РФ со стороны управляющей компании.

Жалоба подается в районную прокуратуру. Если жильцы решат обратиться в вышестоящий орган, их жалобу всё равно отправят в отделение прокуратуры того населенного пункта, в составе которого находится их дом.

После направления претензии сотрудниками прокуратуры будет проведена тщательная проверка на предмет законности действий управляющей компании. В случае выявления нарушений виновные будут наказаны денежными взысканиями или лишением свободы. Ответ на жалобу жильцов должен быть предоставлен не позднее чем через месяц после обращения.

В нём может быть написано, что прокуратура при проверке не выявила нарушений со стороны УК или то, что компании дан срок устранить проблемы в определенный срок.

Подать иск в суд

Обращение в суд – это крайняя мера, к которой прибегают жильцы, если другие способы оказались неэффективны. К примеру, жильцы хотят получить компенсацию ущерба после аварии или улучшить качество обслуживания дома.

В основном в суд обращаются если:

  • не нашлось других способов заставить УК устранить выявленные недостатки в обслуживании дома и предоставлении коммунальных услуг;
  • не выполняются требования договора;
  • не удается взыскать с УК компенсацию за моральный или материальный ущерб.

Иск в суд можно подавать как лично, так и дистанционно. Во втором случае на адрес суда направляется заказное письмо в бумажном или электронном варианте.

Если иск направлен на взыскание с управляющей компании денежных средств в размере больше 1 миллиона рублей, жильцам потребуется уплатить госпошлину. Для её расчета создано специальное приложение, которое можно найти на официальном сайте суда.

Исковое заявление рассматривается в течение двух месяцев. После этого суд должен сообщить жильцам своё решение.

Не следует забывать и об ограничениях, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В ряде регионов из-за этого подать иск в суд лично не получится. Это можно сделать только в дистанционном формате.

Если по каким-то причинам ни один из способов не подходит для жильцов, они могут просто расторгнуть договор с управляющей компанией. Такая возможность прописана в ст. 162 ЖК РФ. Причем сделать это можно в одностороннем порядке. Перед расторжением договора проводится общее собрание жильцов. Не менее половины собственников при этом должны высказать за прекращение сотрудничества с УК.

Заключение

Если управляющая компания не выполняет взятых на себя обязательств, жильцы не должны терпеть произвол с её стороны. Нужно подавать жалобы в различные инстанции. Если это не помогает, сотрудничество с компанией можно прекратить в одностороннем порядке.

Ссылка на основную публикацию
Сайт о защите прав потребителей