Что такое маркировка товара и для чего она нужна

В рамках ведения борьбы с оборотом на территории РФ некачественных и фальсифицированных товаров, законодателем было принято решение о внедрении проведения обязательной маркировки всех видов продукции (товаров). Представленный процесс, в силу сложности его организации и введения в действие, осуществляется поэтапно и должен завершиться до 2024 года. Процедура разработки, нанесения, считывания и передачи информации, зашифрованной в специальном коде, влечет наложение новых обязательств на изготовителей, работников пограничной службы и точек реализации товаров.

Что такое маркировка товара и для чего она нужна

Что такое маркировка товаров?

В общем понятии, маркировка представляет собой какое-либо специальное обозначение (знаковое, текстовое, иллюстрированное), которое:

  • Наносится на каждую единицу продукции (товара);
  • Несет определенные сведение об объекте, на котором она обозначена.

Под представленное определение подпадает описание продукции и ее производителя, ее состава, основных свойств, направлениях использования и др.

Однако с 2017 в России появилось понятие «маркировка товаров средствами идентификации», имеющее новое смысловое наполнение, которое, в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 487, обозначает присвоение товарной единице индивидуального штрих-кода, позволяющего отслеживать маршрут передвижения продукции от изготовителя (или же от момента импорта на территорию РФ) до передачи конечному потребителю.

Предшественницей указанного штрих-кода можно считать акцизную марку, которая введена в 2005 году.

Что такое маркировка товара и для чего она нужна

Современная маркировка содержит в себе буквенно-цифровое обозначение, которое относит товар к определенной группе (алкоголь, одежда, меховые изделия, ювелирные украшения и др.), а также многомерное графическое изображение (не менее формата 2D).

Причины введения

Принятие законодателем решения о внедрении маркировки продукции основывается на двух масштабных причинах:

  1. Экономическая;
  2. Социальная.

Экономическая основа представлена теневым бизнесом в сфере изготовления фальсификата или контрафакта, нелегальных поставок на территорию России импортной продукции, реализации торговыми агентами (точками) некачественных товаров, которые не прошли процедуру сертификации и пр.

Вследствие представленных выше незаконных действий наносится значительный материальный ущерб государству (отсутствие необходимых к уплате в государственный бюджет налоговых платежей и сборов), а также лицам, имеющим легальный бизнес по производству качественных товаров.

Вторая из двух указанных выше предпосылок (социальная) включает в себя вред, который наносится потребителям (населению Российской Федерации) вследствие употребления или использования некачественных, поддельных товаров. При этом вред может иметь паталогический характер для жизни и здоровья граждан, а также наносить ущерб их имущественному положению.

Важно! Благодаря введению в 2015 году обязательства для магазинов по сканированию штрих-кодов при приеме и реализации спиртных напитков, удалось на 1/5 сократить количество преступных деяний в сфере оборота алкогольной продукции.

Как работает внедряемая система маркировки?

Процедура маркировки включает в себя несколько этапов и задействует в ходе их реализации различных субъектов:

  • Центр развития перспективных технологий (далее – ЦРПТ);
  • Министерство финансов России;
  • Министерство промышленности и торговли РФ;
  • Министерство коммуникации и связи;
  • Пограничная служба;
  • Производители товара;
  • Торговые агенты (склады);
  • Магазины оптовой и розничной торговли;
  • Оператор системы.

Каждый из представленных субъектов наделен определенными полномочиями и обязательствами. Органом, который занимается обеспечением процесса маркировки средствами идентификации является ЦРПТ.

Что такое маркировка товара и для чего она нужна

На Министерство финансов возлагается функция нормативного регулирования всего процесса маркировки, Минпромторг обязан координировать действия всех субъектов, задействованных в представленном процессе, Министерство коммуникации и связи наделено контрольной функцией.

Оператор системы осуществляет идентификацию товарных единиц, хранение информации о всей продукции, а также отвечает за создание единого каталога всех товаров России.

Остальные участники выполняют непосредственные действия по нанесению сгенерированных штрих-кодов, их сканированию и внесению информации в систему маркировок.

Все указанные действия направлены на передачу и хранение информации о передвижении продукции от изготовителя до потребителя.

Чтобы адаптироваться к представленным нововведениям магазинам следует выполнить следующие действия:

  1. Подключиться (зарегистрироваться) в системе мониторинга;
  2. Приобрести кассы и специальное оборудование для работы с штрих-кодами;
  3. Провести для персонала курсы по использованию оборудования, необходимого для считывания маркировки.

Важно! Критики системы обязательной маркировки акцентируют внимание на дополнительных финансовых затратах со стороны точек реализации товаров, необходимых для закупки спецоборудования, а также отмечают негативную сторону в увеличении стоимости продукции вследствие включения в стоимость платы за внесение в систему мониторинга информации о ее передвижении.

Где зафиксированы требования к маркировке?

Требования, выдвигаемые законодателем к общей маркировке продукции, закреплены в действующих ГОСТах, Международных стандартах, Гражданском кодексе, Техническом регламенте ТС и Федеральном Законе № 35 от 12 марта 2014 года. Представленные акты дифференцированы для каждой из групп товаров и закрепляют перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть указана на упаковке. Как правило, сюда относят:

  • Сведения об изготовителе (полное наименование, юридический адрес компании);
  • Фирменные знаки, символика;
  • Состав продукции, ее характеристики;
  • Сроки эксплуатации;
  • Назначение товара, способы использования и др.

Все представленные обозначения должны быть четкими, стойкими к внешним воздействиям (не должны размываться при малейшем попадании влаги или выгорать на солнце), иметь непосредственное отношение к товару, не должны нести вреда потребителю и окружающей среде.

Для маркировки товара с использованием средств идентификации применяются также дополнительные требования, зафиксированные в Распоряжениях Правительства № 791 и № 792 от 28 апреля 2018 года. Указанные акты содержат перечень продукции, которая в обязательном порядке подлежит идентифицирующей маркировке, сведения, которые должна содержать криптография, способы формирования кодов и др.

Из чего состоит маркировка продукции?

Вся маркировка, наносимая на товары (продукцию) может быть классифицирована на:

  • нанесенную производителем;
  • нанесенную продавцом.

Также, с момента внесения в законодательство изменений о необходимости маркировки товаров средствами идентификации, следует дополнить указанный список «идентифицирующей маркировкой».

Сама же маркировка включает в себя три составляющие:

  1. цифровые обозначения и текст;
  2. иллюстрации (рисунки);
  3. обозначения информационного характера.

Производитель сопровождает товар:

  • этикеткой (кольереткой), которая содержит наибольший объем сведений о продукте;Что такое маркировка товара и для чего она нужна
  • вкладышем, который содержит информацию, которую нет возможности нанести на этикетку или упаковку продукта (товара);Что такое маркировка товара и для чего она нужна
  • бирки (ярлыки) – наносятся на товары, применение этикеток на которых не предоставляется возможным;Что такое маркировка товара и для чего она нужна
  • штампы;Что такое маркировка товара и для чего она нужна
  • лента с условными обозначениями (контрольная);Что такое маркировка товара и для чего она нужна
  • клеймо.Что такое маркировка товара и для чего она нужна

Торговые точки маркируют товар ценником, кассовым чеком и чеком на товар.

Маркировка средствами идентификации состоит из криптографического изображения, а также буквенно-цифрового элемента.

Что такое маркировка товара и для чего она нужна

Юридические последствия нарушения законодательства об обязательной товарной маркировке

Юридические и физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели) несут за нарушение требований законодателя о проведении маркировки товаров ответственность административного или уголовного характера. Также ответственность налагается за неполную и неверную информацию, указанную в средствах маркировки и за ее несоответствие установленным стандартам.

Действующее законодательство предусматривает применение штрафных санкций в соответствии со статьей 14.46 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований к маркировке в размере:

Виновное лицоВид последствий правонарушенияРазмер штрафа
Должностное лицоНезначительный ущербОт 10 до 20 тысяч российских рублей
Юридическое лицоНезначительный ущербОт 100 до 300 тысяч российских рублей
Должностное лицоВред здоровью и (или) жизни потребителяОт 30 до 50 тысяч российских рублей
Юридическое лицоВред здоровью и (или) жизни потребителяОт 700 тысяч до 1 миллиона российских рублей

В случае, если обязательная маркировка полностью отсутствует на товаре, виновного могут привлечь к ответственности уголовного характера (статья 1721.1 УК России), которая состоит в наложении штрафа до 300 тыс российских рублей, изъятии заработка за срок до 24 месяцев, принудительными работами или лишением свободы на срок до 36 месяцев с наложением штрафа до 80 тыс российских рублей или изъятием заработка за срок до полугода.

Преимущества и недостатки введения обязательной идентифицирующей маркировки

Критики отмечают в введении обязательства об обязательной маркировке ряд позитивных и негативных сторон, среди которых можно отметить:

ПлюсыМинусы
Сокращение нелегального бизнеса по производству фальсифицированного товараНеобходимость приобретения специального оборудования для работы с штрих-кодами для предпринимателей
Поддержка производителей качественной продукцииНезначительное увеличение стоимости товаров, подлежащих обязательной маркировке
Повышение контроля за качеством товараДлительность введения программы обязательной маркировки в действие
Ведение учета всей продукции в РФ

Оборот нелегального импортного товара, а также продажа на территории Российской Федерации поддельной продукции, привели к необходимости введения обязательной маркировки товаров средствами идентификации. Представленная программа должна быть завершена до 2024 года и, по прогнозам экспертов, позволит значительно сократить сектор теневой экономики в сфере торговли с одновременным повышением качества продукции, потребляемой населением России.

Ссылка на основную публикацию
Сайт о защите прав потребителей