Правоотношения, которые возникают между сторонами договоров купли-продажи, регулируются рядом нормативных правовых актов, среди которых ГК России, ФЗ №2300-1 от 7 февраля 1992 года, а также Постановление Правительства Российской Федерации №924 от 10 ноября 2011 года, определяющее категории товаров, отнесенных к технически сложным. Юридические последствия сделки по приобретению такой продукции имеют свою специфику и подлежат специальному нормативному регулированию.
Что представляет собой категория технически сложной продукции?
В связи с наличием у определенных товаров специфических характеристик, выражающихся в структуре, сферах применения и особенностях эксплуатации, законодатель объединил их в единую группу «технически сложных» и создал исчерпывающий перечень продукции, отнесенный к указанной категории.
Норма, напрямую закрепляющая понятие технически сложных товаров, в действующем федеральном законодательном регулировании не предусмотрена, однако анализ общих признаков продукции, указанной в перечне, утвержденном Постановлением Правительства России №924 от 10 ноября 2011 года, дает возможность выделить основные характеристики представленной категории:
- Длительный срок использования товара (указанный производителем);
- Многофункциональность объекта сделки купли-продажи (минимум две функции);
- Сложно организованная техническая сторона (внутреннее устройство);
- Наличие специально разработанной эксплуатационной инструкции;
- Приложение документа о правилах безопасности использования;
- Наличие срока, на протяжении которого действуют гарантийные обязательства (производителя или продавца).
Важно! Указанный перечень признаков является условным, а товары относятся к технически сложным исключительно на основании списка, закрепленного на уровне законодательства. В случае наличия спора о принадлежности продукции к представленной группе, проводится специальная экспертиза.
Практическое значение отнесения объекта покупки к технически сложному, состоит в возможности покупателя вернуть товар, в сроках предъявления претензий о его качестве к продавцу (производителю), а также в требованиях, которые может выдвигать новый владелец в случае выявления дефектов значительного и незначительного характера.
Постановление Правительства «Об утверждении списка технически сложных товаров»
Защита потребительских прав и обеспечение всем гражданам РФ доступ к качественной продукции признается одним из приоритетных направлений деятельности государства, которое реализуется через принятие законодателем нормативной документации соответствующего регулирования.
Покупатель вправе отказаться от сделки купли-продажи по любым, существенным по его субъективному мнению, причинам на протяжении 15 суток с момента заключения договора. Однако у представленного положения статьи 25 Федерального Закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года есть ограничения, которые касаются технически сложных товаров.
В соответствии с нормой статьи 503 (часть 3) Гражданского кодекса России, продукция, перечень которой утвержден законодателем как технически сложной, может подлежать возврату и (или) обмену только в ситуациях и в порядке, предусмотренных законом. К таким случаям отнесено:
- Обнаружение у приобретенного товара существенного недостатка;
- Нарушение со стороны продавца или изготовителя установленных ФЗ №2300-1 сроков, отведенных на устранение выявленных недостатков продукции;
- Общий период эксплуатации объекта договора купли-продажи в связи с многократным ремонтом технических неисправностей составляет менее 30 календарных дней за год действия гарантийного срока.
Во избежание возникновения споров между покупателями, продавцами и изготовителями, Правительством был утвержден исчерпывающий перечень технически сложных товаров, который утвержден Постановлением №924 от 10 ноября 2011 года.
Представленный документ длительное время существовал в неизменном варианте, однако в 2016 и 2019 года список соответствующей продукции был дополнен и конкретизирован в соответствии с требованиями, выдвигаемыми развитием технической индустрии.
Применение судами указанного Постановления Правительства осуществляется в соответствии с данными Пленумом Верховного Суда России разъяснениями, закрепленными в Постановлении № 17 от 28 июня 2012 года.
Перечень продукции, признанной технически сложной
Список товаров, юридические последствия приобретения которых, подлежат специальному нормативному регулированию, включает:
- Транспортные средства, имеющие предназначение использования в качестве средства передвижения по дорогам общего использования, имеющие электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания, а также автомобили класса легковых, мотороллеры и мотоциклы.
- Летательные аппараты, приводимые в действие двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, самолеты, имеющие небольшой вес, вертолеты.
- Автомобили специального назначения, используемые в сельскохозяйственных целях (трактор, культиваторы, мотоблоки).
- Снегоходный транспорт, оборудованный электрическим или двигателем внутреннего сгорания.
- Компьютерная техника, включающая персональные стационарные компьютеры, ноутбуки, электронные ПВМ.
- Транспортные средства, предназначенные для передвижения по воде и имеющие электрический двигатель или ДВС (катера и суда спортивного или туристического назначения, яхты, лодки).
- Многофункциональная навигационная техника бытового предназначения, оснащенная сенсорным дисплеем.
- Телевизионные приставки (игровые), комплектующие спутникового ТВ.
- Мониторы, управляемые при помощи цифрового блока, МФУ струйной и лазерной печати.
- Камеры (фото, видео), предназначенные для цифровой съемки, а также сопутствующее к ним оборудование, имеющие блоки цифрового управления.
- Экраны-проекторы, управляемые цифровым блоком, телевизоры.
- Портативные и стационарные инструменты с электропитанием.
- Многофункциональные часы (механика, электронные и комбинированные).
- Бытовая кухонная техника (холодильная, плиты газовые и электро-, посудомоечные машины, кухонные комбайны и др.), а также стиральные машины.
Важно! Указанный список имеет исчерпывающий характер, т.е. его дополнение может осуществляться исключительно на законодательном уровне.
В случае, когда какую-либо технику невозможно определенно отнести к одному из представленных пунктов перечня, что провоцирует возникновение спорных ситуаций между потребителем и продавцом, стороны вправе обратиться за проведением специальной экспертизы. Если добровольное привлечение эксперта не одобряется одной из сторон, процедура может быть назначена в судебном порядке.
При этом обе стороны имеют право лично присутствовать при проведении экспертизы, осуществлять видео и фотофиксацию ее проведения.
К покупкам товаров, отнесенных законодателем к категории сложных технически, следует подходить с максимальной ответственностью, поскольку их обмен и возврат регулируется специальными нормами, не дающими права отказа от сделки по субъективным причинам со стороны покупателя. Перечень такой продукции, указанный в Постановлении Федерального Правительства №924 от 10.11.2011, имеет закрытый характер и может быть расширен только изменениями законодателя.