В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции, успех конкретного продукта на рынке обусловлен многими факторами: время производства и поставки, цена, новизна, форма сбыта, реклама и многие другие. Важную роль в этом списке играет качество товара.
Что такое качество товара?
Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему, необходимо раскрыть само определение качества товаров. Различные источники дают множество понятий этого термина. В этой статье будет раскрыто «качество» с точки зрения теории товароведения и маркетинга. Дадим основные определения.
В широком смысле качество товара – это набор свойств, обеспечивающих товару конкурентное преимущество.
Более углубленно качество товара – это совокупность характеристик, позволяющих потребителям удовлетворить свои потребности в соответствии с назначением товара и определяющих, соответствует ли товар ожиданиям людей.
Надлежащее и полное удовлетворение потребностей может достигаться за счет разных мер воздействия на производство или продажу. Здесь мы говорим о факторах, обеспечивающих качество товара.
Какие факторы обеспечивают качество продукта?
В теории товароведения и маркетинга каждый продукт рассматривается с точки зрения его жизненного цикла. Жизненный цикл товара (далее ЖЦТ) состоит из следующих этапов:
- идея;
- исследования и конструкторские разработки;
- производство;
- реализация;
- эксплуатация.
Качество формируется на всех этапах ЖЦТ, и на каждом отрезке влияние на качество оказывают определенные факторы.
Их разделяют на 3 группы:
- Факторы, формирующие качество. Что относится в эту группу:
- Маркетинговые исследования. Позволяют выяснить, какие свойства необходимы потребителям и какого уровня качества требует рынок.
- Качество сырьевых ресурсов и производственной базы.
- Качество проектно-конструкторских работ.
- Качество производственного процесса и сборки.
- Выходной контроль.
- Факторы, стимулирующие качество: особенности управления организацией, ценообразование, меры, стимулирующие сотрудников, санкции за недобросовестное исполнение обязанностей. Эти меры, в большей степени, относятся к менеджменту.
- Факторы, поддерживающие качество. Сюда относятся: условия хранения и транспортировки, упаковка, специальная маркировка, условия эксплуатации, послепродажный сервис.
Каким бывает качество товара
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к теории. Само понятие «качество» не характеризует товар ни с положительной ни с отрицательной стороны. Если качество – это способность удовлетворять потребности потребителя товара, то товар может удовлетворить или не удовлетворить определенную потребность. Товар надлежащего качества закрывает потребность, ненадлежащего – нет. Эти понятия помимо товароведения широко используются в юриспруденции.
Товар надлежащего качества — это товар, который соответствует принятым нормам и стандартам, данный товар потребитель может использовать по своему назначению, в полной мере и объёме.
Товар ненадлежащего качества – это несоответствие товара обязательным требованиям закона, или спецификации товара, или целям, для которых товар обычно используется, или образцу.
Здесь нужно разъяснить, каким требованиям и стандартам должен соответствовать товар. На государственном уровне этим вопросом занимается Госстандарт. Устанавливаются обязательные для всех субъектов хозяйствования требования. В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ). Также предприятие может в добровольном порядке сертифицироваться на соответствие требованиям ISO (международной организации по стандартизации).
Показатели качества продукции
Показатели качества классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от количества исследуемых свойств:
- единичные (для одного свойства товара);
- комплексные (для определенной совокупности свойств);
- обобщенные (для всей совокупности).
По типу свойств:
- эргономичность;
- безопасность;
- экономичность;
- эстетичность;
- эффективность и др.
По форме оценки:
- количественные (те, что можно измерить в количественном выражении);
- безразмерные (можно выразить коэффициентом либо описать словесно).
В зависимости от стадии ЖЦТ:
- прогнозируемые;
- проектные;
- производственные;
- эксплуатационные.
Это далеко не вся классификация показателей качества. Каждый источник дает свою градацию.
От понятия показателей можем перейти к методам оценки качества.
Методы оценки качества
В зависимости от того, возможно ли произвести количественную оценку исследуемого параметра продукции методы делятся на объективные и субъективные.
Объективные методы
Объективные методы основаны на измерении количества параметра или отклонения фактического параметра от принятого стандартами или другими нормативными документами уровня.
Виды объективных методов:
- Измерительный. Основан на определении с помощью измерительной аппаратуры, приборов, и других средств измерений. В итоге измерений получают точные значения, выраженные в единицах измерения: метры, килограммы, ватты, литры. Недостатком является то, что зачастую для измерения необходимо изымать из партии одну или несколько единиц образцов.
- Регистрационный. Основан на подсчете количества отказов, выходов из строя за единицу времени, либо на подсчете количества бракованных товаров в партии. Недостатком является длительность и трудоемкость метода.
- Расчетный. Определение показателя качества путем использования математических моделей и формул.
Необъективные методы
Необъективные или эмпирические методы основаны на оценке качества продукции посредством органов чувств, личного опыта либо интуиции. Существует три разновидности данного метода:
- Органолептический метод. Базируется на оценке посредством органов чувств человека: зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса. Его преимуществом является отсутствие необходимости применять специальные приспособления. С его помощью можно оценивать, например звучание инструмента, запах духов, структуру тканей, жесткость предметов.
- Экспертный метод. Это разновидность органолептического. Оценку свойствам предметов дает группа экспертов в баллах. На основе балльной оценки делается заключение о свойствах товара. Точность полученных данных зависит от квалификации экспертной группы.
- Социологический метод. Данные получают при помощи исследования мнения широких масс потребителей. Реализуется посредством анкет, дегустаций, выставок, автоматических телефонных опросов и т.п.
Контроль качества продукции
Как говорилось выше, контроль за качеством продукции должен выполняться на всех стадиях ЖЦТ.
Практически на всех крупных производственных предприятия существуют независимые отделы качества (ОКК) и лаборатории, которые осуществляют входной и выходной контроль производимой продукции на соответствие ГОСТам, ТУ и другим нормам. Периодически контролирующие государственные органы проводят плановые и внеплановые проверки самого производственного процесса, оборудования, уровня квалификации сотрудников, производимого продукта. Предприятия, закупающие товары для перепродажи, должны требовать у продавца наличие всех необходимых, установленных законодательством, разрешений, сертификатов, паспортов либо самостоятельно заниматься их получением в независимых органах по сертификации. Особое внимание должно уделяться выбраковке товара и недопущению его попадания дефектного товара в торговую сеть.
Контроль качества в современных реалиях рынка – это важная задача всех субъектов производства и торговли, поскольку качественный товар главным образом влияет на лояльность покупателей и завоевание их доверия. Ненадлежащее качество товара пагубно сказывается на репутации продавца и может повлечь потерю доли рынка.