Как определить что товар ненадлежащего качества?

Приобретая товар, покупатель рассчитывает на его качественность. Но случается, что недостатки выявляются лишь после покупки, что ставит перед владельцем вопрос, а можно ли его вернуть назад? В соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) товары ненадлежащего качества подлежат возврату или обмену. Однако это правило распространяется не на все случаи. Потребителю следует понимать, в каких случаях он может воспользоваться законным правом, а в каких ЗоЗПП будет не на его стороне.

Товар ненадлежащего качества — что это

Как определить что товар ненадлежащего качества?

Товарами ненадлежащего качества признаются изделия, которые не отвечают установленным для этой категории продукции требованиям. Нормы качества прописываются в нормативно-правовых актах, нормативных документах и договорах. Приобретаемый товар должен соответствовать всем установленным нормативам, отсутствие хотя бы одного пункта переводит изделие в разряд ненадлежащего качества.

Права потребителей защищаются статьями ГК РФ и ЗоЗПП. В этих нормативных актах ненадлежащее качество описывается как недостаток изделия. Это понятие варьируется в зависимости от сложности:

  • Обычный недостаток – несоответствие проданного изделия тому, что закреплено законом, НПА или договором. Изделие с таким недостатком не отвечает тем целям, для которых он был создан или не полностью отвечает предъявляемому при продаже образцу или его описанию.
  • Существенный недостаток – это то, что нельзя устранить или устранимо, но лишь при затрате больших материальных и/или временных ресурсов. К существенным несоответствиям относят также неоднократно проявляемые проблемы или недостатки, которые появляются вновь после их устранения.

ВАЖНО! Обычный недостаток снижает ценность приобретенного изделия, но все же позволяет им пользоваться. При существенном недостатке пользоваться продукцией невозможно ввиду ее неисправности.

Нередко случается, что недостатки проявляются в товаре лишь спустя некоторое время их активной эксплуатации. Особенно часто это проявляется в технически сложных изделиях.

Как определить ненадлежащее качество товара

Законодательные нормы имеют четко установленные правила определения качественности товаров. При проведении экспертизы специалисты опираются на такие документы как:

  • отраслевой стандарт качества;
  • государственный стандарт качества;
  • технические условия.

Для потребителя эти нормативные акты доступны, но разобраться в них несведущему лицу довольно сложно. Так как же понять является ли приобретенное изделие некачественным и можно ли требовать его возврата или замены?

Существует несколько градаций качества, которые с той или иной точностью можно определить ненадлежащее качество приобретенной продукции:

  1. Стандартная. Изделие полностью соответствует всем заявленным характеристикам. Обратите внимание, что внешние различия в цветовом исполнении или небольшие разности в дизайне, не являются признаками ненадлежащего качества.
  2. Пониженная или нестандартная. Товар не соответствует одному или более прописанных требований, но при этом выявленный недостаток не является критическим или опасным для потребителя.
  3. Брак. В изделие выявленные недостатки, которые являются устранимыми или неустранимыми, но признаются значительными или критическими.

ВНИМАНИЕ. При обнаружении недостатков покупатель вправе обратиться к продавцу с просьбой о возврате или обмене изделия. В спорных ситуациях назначается экспертиза, которая дает заключение о наличие или отсутствие оснований для претензий потребителя.

Какие товары ненадлежащего качества подлежат возврату, а какие нет

Как определить что товар ненадлежащего качества?

Ненадлежащее качество может быть зафиксировано в любом товаре непродовольственной группы. Обнаружение изъянов, не позволяющих эксплуатировать изделие по его прямому назначению, позволяет вернуть или заменить его.

СПРАВКА. Правило распространяется на все группы товаров, даже те, что входят в перечень невозвратных. Например, лекарства, косметика, средства гигиены, посуда, изделия из драгметаллов и т.д.

Исключение из общего правила составляют технически сложные товары. К ним относят изделия, которые способны выполнять сразу несколько функций или те, чье производство требует сложных технологических процессов. Например, мобильные телефоны, компьютеры, бытовая техника, авто-, мото- и авиатехника и многое другое. Для этой группы изделий действуют следующие правила:

  1. При обнаружении дефектов возврат или обмен на другой товар возможен только в течение первых 15 дней с момента покупки (п.1 ст.18 ЗоЗПП). При этом важно, чтобы покупатель сохранил товарный вид продукции и документы на его покупку.
  2. По истечении возвратного периода дефекты устраняются путем ремонта. Расходы на приобретение запчастей и их установку несет продавец или производитель.

ВАЖНО! Если ремонт в совокупности занял более 30 дней за один гарантийный год (п.1 ст.18 ЗоЗПП), это является поводом для возврата изделия ненадлежащего качества или его замены.

Если технический брак выявлен по истечении гарантийного срока, но есть прямые доказательства, что он является следствием нарушения технологического процесса производства, то ответственность за это все равно ложится на продавца или производителя.

Как обменять или вернуть бракованный товар

Как определить что товар ненадлежащего качества?

При выявлении ненадлежащего качества потребитель должен выполнить ряд последовательных действий:

  1. Собрать необходимые для возврата документы – чек о покупке, гарантийный талон, договор или другие бумаги.
  2. Взять само изделие. Если сохранилась коробка и иные комплектующие, то их тоже стоит захватить с собой.
  3. Обратиться к продавцу и рассказать ему о сложившейся ситуации.
  4. Написать заявление с просьбой об обмене или возврате изделия. В стандартной ситуации покупатель вправе выбрать способ разрешения ситуации, удобный для него. В случае с товарами технически сложными, которые были куплены более 15 дней назад, имеющим некритические недостатки, это невозможно (п.1 ст.18 ЗоЗПП).

СПРАВКА. Просьба потребителя должна носить письменный характер. Продавец обязан принять заявление и поставить свою подпись под вторым экземпляром документа, который остается на руках у заявителя.

Статья 21 ЗоЗПП прописывает сроки возврата или обмена. Если потребитель желает получить уплаченные деньги, то продавец обязан сделать это в течение 7 дней. Столько отводится на обмен при условии, что товар для замены есть в наличии. При необходимости заказать продукцию для замены, срок продлевается до 30 дней.

Ссылка на основную публикацию
Сайт о защите прав потребителей